Санкт-Петербург, Зеленогорск,
Приморское шоссе, 593

Как устроен квадроцикл

Мотовездеходы так популярны, поскольку они могут проехать там, где любая машина застрянет, и не получить ни царапины. Как можно уберечь машину от переворота, повреждения или вылета с дороги? Путём сочетания мощности двигателя с надёжностью компонентов машины: вала, подвески и шин. Похоже на обычный мотовездеход. Но на этой машине установлен мощнейший двигатель. Чтобы она не развалилась сама по себе, конструкторам пришлось проработать каждый компонент, а также то, каким образом подаётся мощность от двигателя к колёсам. Посмотрим, как это работает.

Когда вам приходится иметь дело с камнями и грязью, самое важное – это момент вращения колёс. Чем он больше, тем лучше. Всё начинается с двигателя. 950 кубических сантиметров – звучит внушительно, но дело не только в размерах. Головки цилиндра похожи на бейсбольный мяч, разрезанный наполовину. Такая конструкция – полусфера – позволяет большему количеству воздуха поступать в камеру сгорания, а форма клапанов ускоряет выпуск и впуск смеси. Это позволяет проходить сложные участки на низких оборотах. Вам не нужно слишком сильно форсировать двигатель. Мощь под контролем – именно то, что нужно на неровной поверхности. И это даёт вам лучшее сцепление в грязи и воде.

Ключ в том, чтобы давать мощность на колёса, при этом не проворачивая их. Даже при вращающем моменте в три раза большем, чем на других аналогичных машинах. Когда вы запускаете двигатель, вы можете регулировать момент вращения колёс в широких пределах – от самой медленной скорости до самой быстрой. Чтобы достичь такой управляемости, нужно было переделать всю трансмиссию. Механическая трансмиссия позволяет вам выбирать только из небольшого количества передач. Это означает, что когда вы переключаете их под нагрузкой, колёса получают сильный удар при каждом переключении.

Вместо того, чтобы ставить громоздкую трансмиссию, конструкторы решили установить бесступенчатую передачу. Приводной ремень расположен в V-образной канавке на колесе, соединённом с двигателем. Когда обороты двигателя повышаются, центробежная сила передвигает внутреннее колесо к канавке, передвигая ремень выше к концу колеса. На высоких оборотах включается высокая передача, на низких оборотах – низкая. Всё продумано.

Чтобы машина не отклонялась от курса при движении через воду или грязь, дифференциал позволяет всем четырём колёсам быстро приспособиться и удержать машину на трассе. Это легко увидеть при заносах и резких поворотах. Внешние колёса вращаются быстрее, чем внутренние, чтобы скомпенсировать расстояние, которое нужно проехать. Даже если вы забуксовали, колесо, которое теряет контакт с землёй, продолжает быстро вращаться и снимает нагрузку с другого колеса. Вы застряли, но на этой машине вам нужно всего лишь нажать на переключатель, чтобы отключить дифференциал, и колёса будут вращаться с одинаковой скоростью. Это сообщает застрявшему колесу достаточный момент, чтобы выбраться.

И наконец, как сделать подвеску таким образом, чтобы не повредить раму и водителя? Поставьте сверхпрочную подвеску и уберите стабилизатор. На большинстве вездеходов стоит мощный стабилизатор, соединяющий задний амортизатор. Таким образом, при повороте один из амортизаторов не может уйти слишком низко, что может привести к перевороту. Но стабилизатор ведёт к потере управляемости, а конструкторы этого не хотели. Поэтому вместо этого они установили полностью независимую подвеску. Это позволяет одному колесу переехать через большой камень, поднявшись высоко над землёй, и при этом не сдвинуть с места второе.

В отсутствие стабилизатора управляемость при поворотах поддерживается двумя способами. Во-первых, двойная подвеска исключает движение по краю колеса, даже во время резких поворотов. А во-вторых, стальной протектор на шинах минимизирует вибрацию. Такая подвеска почти так же устойчива, как со стабилизатором, но удовольствие от езды – гораздо больше.

Без отказа от общепринятых норм в строительстве мотовездеходов такую машину сделать бы не удалось. Она действительно способна попасть в историю, в хорошем смысле слова.